Построение аккордов

Основы

Аккорды

Описание программы УВАГА

Заключение

Основы

Полгода назад я закончил 3-х месячные курсы для гитаристов, играть учусь до сих пор. Сами курсы состояли из 3 частей: 1. Основы (как держать гитару, как записывать аккорды и учили песни) 2. Построение аккордов. 3. Нотная запись. Вот о второй части мы и поговорим. Т.к. я все-таки больше программист чем гитарист, то написал программу по мотивам уроков. Данная статья так же является пояснением к программе.

Аккорд - это созвучие 3 и более нот. Ноты, входящие в аккорд, называются ступенями. Таблица ступеней выглядит следующим образом:

C

C#

D

D#

E

F

F#

G

G#

A

B

H

I

b9

9

m

III

sus4

b5

V

#5

6

7

maj7,+7

Все основные примеры мы будем приводить для тональности До (С). И в данном случае представлены ступени в хроматической гамме До.

Теперь расстояние между двумя нотами в аккорде называется интервалом.

Интервалы бывают следующие:

Терция большая, обозначается как Б3 и длинной 2 тона.

Сокращенно мы запишем интервал так:

Терция большая - Б3 = 2 т

Теперь запишем таким же образом остальные интервалы, которые участвуют при построении аккордов.

Название

Обозначение

Длинна

Терция большая

Б3

2 т

Терция малая

М3

1.5 т

Кварта чистая

Ч4

2.5 т

Секста большая

Б6

4.5 т

Секста малая

М6

4 т

Септима большая

Б7

5.5 т

Септима малая

М7

5 т

Нона большая

Б9

7 т

Нона малая

М9

6.5 т

Длинна интервала измеряется в тонах. Тон это два полутона. Полутон расстояние между двумя соседними нотами в звукоряде (С и C#, C# и D и т.д.)

Пример:

Малая терция отложенная от ноты C будет нота D#, Большая терция нота E.

Теперь с учетом интервалов любой аккорд можно представить как тональность и набор интервалов, которые определяют какие ноты из данной тональности входят в аккорд. Первая нота входящая в аккорд и определяющая тональность аккорда называется тоникой.

Для примера возьмем мажорное трезвучие.

Мажорное трезвучие обозначается просто нотой тональности (трезвучие До мажор обозначается С).

Формула мажорного трезвучия записывается так:

X = Б3+М3

Расшифруем запись. Здесь через X мы обозначили тональность аккорда.

Б3+М3 обозначает, что от тоники нужно отложить 2 тона получим 2-ю ноту аккорда и от полученной ноты откладываем 1.5 тона и получим 3-ю ноту аккорда.

Пример:

C =

C

E

G

 

I

III

V

Далее мы будем для аккордов указывать формулу и пример в тональности До.

Понятно что в состав Трезвучия До Мажор входят ноты До-C, Ми-Eи Соль-G. Теперь что с этим со всем делать.

Для начала: при игре на гитаре звук извлекается левой рукой, а правой рукой мы зажимаем струны на тех ладах, которые соответствуютнотам входящими в аккорд. Теперь есть несколько способов показать схему аккорда. Рассмотрим 2.

1. Графический - это наиболее понятный способ изобразить схему аккорда:

Здесь представлена честь грифа с ладами на которые попадает аккорд (обычно это 3-4 лада на большее пальцы не растянутся). Верхняя струна является первой струной (т.е. самой тонкой), нижняя шестой. Сверху обозначение аккорда . Сверху-слева над первыой струной номер первого лада . Кружочками обозначены лады которые нужно прижать . Кружки расположеные не на ладах, а на крайне левой линии, обозначают открытые струны . Если кружок на крайне левой линии перечеркнут это обозначает, что данная струна не учавствует в аккорде. Отдельно радиальной штриховкой обозначается тоника аккорда или бас при аккордах c другим басом.

2. Текстовое представление

C=3 1 0 2 3 x

Просто перечень ладов для струн с 1-й по 6-ю. x обозначает, что струна не учавствует в аккорде.

Графическое обозначение понятнее.Текстовое удобнее приводить в текстах песен.

Гитара имеет шесть струн. Открытые струны или 0-й лад настроены как Ми-E, Ля-A, Ре-D, Соль-G, Си-H, Ми-E

Нарисуем гриф и нанесем на него ноты на соответствующих ладах/струнах. Получаем такую вот сетку.

Теперь отметим на этой сетке ноты С, E и G. Получилась следующая сетка.

Так вот теперь можно попробовать построить аккорд C на гитаре. В аккорд должны входить все три ступени (С E G).

И аккорд должен начинаться с тоники. Т.е. самая низкая нота должна быть нотой До-C. Это имеет большое значение если вы при игре выделяете бас (например перебор). Если же играете боем, то это можно и не соблюдать.

Получается что аккорд C можно взять следующими способами:

Варианты когда не все струны играют тоже имеют право на жизнь. Главное что бы входили все ступени в аккорд:

Точно так же можно построить и другие аккорды зная какие ступени тональности в них входят.

Так же есть модификация аккордов когда в басу играется другая нота. Записывается такой аккорд через слэш. Например С/E это обозначает аккорд Трезвучие До мажор с басом Ми.

Еще одна хитрость:

Рассмотрим три аккорда Em, Fm и Gm:

Видно и без лупы, что три аккорда одинаковы, только откладываются с разных ладов. Что бы получить аккорд F необходимо передвинуть аккорд E вверх по грифу на 1 лад = 1 полутону, что и составляет расстояние между E и F.

Поэтому нет нужды запоминать все аккорды достаточно запомнить аккорды A и E всех типов, а аккорды в других тональностях строятся на ходу путем перемещения по грифу на соответствующее число ладов.

В общем то и все.

Теперь перечислим все (известные мне) аккорды, укажем их схемы и мы имеем методику для построения любого нужного нам аккорда.

На самом деле это нужно знать, хотя бы что бы не задавать вопросы почему два разных аккорда (например C=0 1 0 2 3 x и C=3 5 5 5 3 x ) называются одинаково.

Аккорды

Мажорное трезвучие (X)

X = Б3+М3

C =

C

E

G

 

I

III

V

Минорное трезвучие (Xm)

Xm = М3+Б3

Cm =

C

D#

G

 

I

m

V

Увеличенное трезвучие (X+5)

X+5 = Б3+Б3

C+5 =

C

E

G#

 

I

III

+5

Уменьшенное трезвучие (Xm-5)

Xm-5 = М3+М3

Cm-5 =

C

D#

F#

 

I

m

b5

Большой мажорный септаккорд (Xmaj7, X+7)

X+7 = Б3+М3+Б3

C+7 =

C

E

G

H

 

I

III

V

+7

Большой минорный септаккорд (Xm+7)

Xm+7 = Б3+М3+Б3

Cm-5 =

C

D#

G

H

 

I

m

V

+7

Малый мажорный септаккорд, Доминант септаккорд (X7)

X7 = Б3+М3+М3

C7 =

C

E

G

B

 

I

III

V

7

Малый минорный септаккорд (Xm7)

Xm7 = М3+Б3+М3

Cm7 =

C

D#

G

B

 

I

m

V

7

Полуувеличенный септаккорд (X+7+5, Xmaj+5)

X+7+5 = Б3+Б3+М3

C+7+5 =

C

E

G#

H

 

I

III

#5

+7

Полууменьшенный септаккорд (Xm7-5)

Xm7-5 = М3+М3+Б3

Cm7-5 =

C

D#

F#

B

 

I

m

-5

7

Уменьшенный септаккорд (Xdim, X0)

X0 = М3+М3+М3

Cm7-5 =

C

D#

F#

A

 

I

m

-5

6

Кварт секст мажор (Xsus4)

Xsus4 = Ч4+Б3

Csus4 =

C

F

A

 

I

sus4

6

Кварт секст минор (Xmsus4)

Xmsus4 = Ч4+М3

Cmsus4 =

C

F

G#

 

I

sus4

+5

Секст мажор (X6)

X6 = М3+Ч4

C6 =

C

D#

G#

 

I

m

+5

Секст минор (Xm6)

Xm6 = Б3+Ч4

Cm6 =

C

E

A

 

I

III

6

Большой нон мажор (X9)

X9 = Б3+М3+М3+Б3

C9 =

C

E

G

B

D

 

I

III

V

7

9

Большой нон минор (Xm9)

Xm9 = М3+Б3+М3+Б3

Cm9 =

C

D#

G

B

D

 

I

m

V

7

9

Малый нон мажор (X-9)

X-9 = Б3+М3+М3+М3

C-9 =

C

E

G

B

C#

 

I

III

V

7

-9

Малый нон минор (Xm-9)

Xm-9 = М3+Б3+М3+М3

Cm-9 =

C

D#

G

B

C#

 

I

m

V

7

-9

Описание программы УВАГА

Программа УВАГА служит для самостоятельного построения любого аккорда. Для этого выбираете тональность аккорда и тип аккорда. На изображении грифа отмечаются ноты входящие в аккорд. Теперь можно выбрать те лады которые будут прижаты и получить графическое и текстовое представление аккорда.

Кроме этого показывается звукоряд для текущей тональности с отмеченными ступенями которые входят в аккорд.

Есть возможность скопировать в буфер обмена Текстовое представление аккорда, Графическое представление и Схему грифа.

Все остальное врожде понятно и так :-)

Заключение

При создании использовался текст УВАГА - (УHИВЕРСАЛЬHЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРHОЙ АППЛИКАТУРЫ) за что большое спасибо Andrey Antonov (2:4600/103.10), а так же (в основном) конспекты занятий в "группе начинающих гитаристов". Отдельное спасибо Дмитрию - преподавателю в данной группе.

Программа УВАГА распростороняется бесплатно (freeware). Все права на даннную программу принадлежат Пономареву Алексею. По всем вопросам обращайтесь на mielofon@mail.ru и http://RealMielofon.narod.ru.

Используются технологии uCoz