Полгода назад я закончил 3-х месячные курсы для гитаристов, играть учусь до сих пор. Сами курсы состояли из 3 частей: 1. Основы (как держать гитару, как записывать аккорды и учили песни) 2. Построение аккордов. 3. Нотная запись. Вот о второй части мы и поговорим. Т.к. я все-таки больше программист чем гитарист, то написал программу по мотивам уроков. Данная статья так же является пояснением к программе.
Аккорд - это созвучие 3 и более нот. Ноты, входящие в аккорд, называются ступенями. Таблица ступеней выглядит следующим образом:
C |
C# |
D |
D# |
E |
F |
F# |
G |
G# |
A |
B |
H |
I |
b9 |
9 |
m |
III |
sus4 |
b5 |
V |
#5 |
6 |
7 |
maj7,+7 |
Все основные примеры мы будем приводить для тональности До (С). И в данном случае представлены ступени в хроматической гамме До.
Теперь расстояние между двумя нотами в аккорде называется интервалом.
Интервалы бывают следующие:
Терция большая, обозначается как Б3 и длинной 2 тона.
Сокращенно мы запишем интервал так:
Терция большая - Б3 = 2 т
Теперь запишем таким же образом остальные интервалы, которые участвуют при построении аккордов.
Название |
Обозначение |
Длинна |
Терция большая |
Б3 |
2 т |
Терция малая |
М3 |
1.5 т |
Кварта чистая |
Ч4 |
2.5 т |
Секста большая |
Б6 |
4.5 т |
Секста малая |
М6 |
4 т |
Септима большая |
Б7 |
5.5 т |
Септима малая |
М7 |
5 т |
Нона большая |
Б9 |
7 т |
Нона малая |
М9 |
6.5 т |
Длинна интервала измеряется в тонах. Тон это два полутона. Полутон расстояние между двумя соседними нотами в звукоряде (С и C#, C# и D и т.д.)
Пример:
Малая терция отложенная от ноты C будет нота D#, Большая терция нота E.
Теперь с учетом интервалов любой аккорд можно представить как тональность и набор интервалов, которые определяют какие ноты из данной тональности входят в аккорд. Первая нота входящая в аккорд и определяющая тональность аккорда называется тоникой.
Для примера возьмем мажорное трезвучие.
Мажорное трезвучие обозначается просто нотой тональности (трезвучие До мажор обозначается С).
Формула мажорного трезвучия записывается так:
X = Б3+М3
Расшифруем запись. Здесь через X мы обозначили тональность аккорда.
Б3+М3 обозначает, что от тоники нужно отложить 2 тона получим 2-ю ноту аккорда и от полученной ноты откладываем 1.5 тона и получим 3-ю ноту аккорда.
Пример:
C = |
C |
E |
G |
|
I |
III |
V |
Далее мы будем для аккордов указывать формулу и пример в тональности До.
Понятно что в состав Трезвучия До Мажор входят ноты До-C, Ми-Eи Соль-G. Теперь что с этим со всем делать.
Для начала: при игре на гитаре звук извлекается левой рукой, а правой рукой мы зажимаем струны на тех ладах, которые соответствуютнотам входящими в аккорд. Теперь есть несколько способов показать схему аккорда. Рассмотрим 2.
1. Графический - это наиболее понятный способ изобразить схему аккорда:
Здесь представлена честь грифа с ладами на которые попадает аккорд (обычно это 3-4 лада на большее пальцы не растянутся). Верхняя струна является первой струной (т.е. самой тонкой), нижняя шестой. Сверху обозначение аккорда . Сверху-слева над первыой струной номер первого лада . Кружочками обозначены лады которые нужно прижать . Кружки расположеные не на ладах, а на крайне левой линии, обозначают открытые струны . Если кружок на крайне левой линии перечеркнут это обозначает, что данная струна не учавствует в аккорде. Отдельно радиальной штриховкой обозначается тоника аккорда или бас при аккордах c другим басом.
2. Текстовое представление
C=3 1 0 2 3 x
Просто перечень ладов для струн с 1-й по 6-ю. x обозначает, что струна не учавствует в аккорде.
Графическое обозначение понятнее.Текстовое удобнее приводить в текстах песен.
Гитара имеет шесть струн. Открытые струны или 0-й лад настроены как Ми-E, Ля-A, Ре-D, Соль-G, Си-H, Ми-E
Нарисуем гриф и нанесем на него ноты на соответствующих ладах/струнах. Получаем такую вот сетку.
Теперь отметим на этой сетке ноты С, E и G. Получилась следующая сетка.
Так вот теперь можно попробовать построить аккорд C на гитаре. В аккорд должны входить все три ступени (С E G).
И аккорд должен начинаться с тоники. Т.е. самая низкая нота должна быть нотой До-C. Это имеет большое значение если вы при игре выделяете бас (например перебор). Если же играете боем, то это можно и не соблюдать.
Получается что аккорд C можно взять следующими способами:
Варианты когда не все струны играют тоже имеют право на жизнь. Главное что бы входили все ступени в аккорд:
Точно так же можно построить и другие аккорды зная какие ступени тональности в них входят.
Так же есть модификация аккордов когда в басу играется другая нота. Записывается такой аккорд через слэш. Например С/E это обозначает аккорд Трезвучие До мажор с басом Ми.
Еще одна хитрость:
Рассмотрим три аккорда Em, Fm и Gm:
Видно и без лупы, что три аккорда одинаковы, только откладываются с разных ладов. Что бы получить аккорд F необходимо передвинуть аккорд E вверх по грифу на 1 лад = 1 полутону, что и составляет расстояние между E и F.
Поэтому нет нужды запоминать все аккорды достаточно запомнить аккорды A и E всех типов, а аккорды в других тональностях строятся на ходу путем перемещения по грифу на соответствующее число ладов.
В общем то и все.
Теперь перечислим все (известные мне) аккорды, укажем их схемы и мы имеем методику для построения любого нужного нам аккорда.
На самом деле это нужно знать, хотя бы что бы не задавать вопросы почему два разных аккорда (например C=0 1 0 2 3 x и C=3 5 5 5 3 x ) называются одинаково.
X = Б3+М3
C = |
C |
E |
G |
|
I |
III |
V |
Xm = М3+Б3
Cm = |
C |
D# |
G |
|
I |
m |
V |
X+5 = Б3+Б3
C+5 = |
C |
E |
G# |
|
I |
III |
+5 |
Xm-5 = М3+М3
Cm-5 = |
C |
D# |
F# |
|
I |
m |
b5 |
X+7 = Б3+М3+Б3
C+7 = |
C |
E |
G |
H |
|
I |
III |
V |
+7 |
Xm+7 = Б3+М3+Б3
Cm-5 = |
C |
D# |
G |
H |
|
I |
m |
V |
+7 |
X7 = Б3+М3+М3
C7 = |
C |
E |
G |
B |
|
I |
III |
V |
7 |
Xm7 = М3+Б3+М3
Cm7 = |
C |
D# |
G |
B |
|
I |
m |
V |
7 |
X+7+5 = Б3+Б3+М3
C+7+5 = |
C |
E |
G# |
H |
|
I |
III |
#5 |
+7 |
Xm7-5 = М3+М3+Б3
Cm7-5 = |
C |
D# |
F# |
B |
|
I |
m |
-5 |
7 |
X0 = М3+М3+М3
Cm7-5 = |
C |
D# |
F# |
A |
|
I |
m |
-5 |
6 |
Xsus4 = Ч4+Б3
Csus4 = |
C |
F |
A |
|
I |
sus4 |
6 |
Xmsus4 = Ч4+М3
Cmsus4 = |
C |
F |
G# |
|
I |
sus4 |
+5 |
X6 = М3+Ч4
C6 = |
C |
D# |
G# |
|
I |
m |
+5 |
Xm6 = Б3+Ч4
Cm6 = |
C |
E |
A |
|
I |
III |
6 |
X9 = Б3+М3+М3+Б3
C9 = |
C |
E |
G |
B |
D |
|
I |
III |
V |
7 |
9 |
Xm9 = М3+Б3+М3+Б3
Cm9 = |
C |
D# |
G |
B |
D |
|
I |
m |
V |
7 |
9 |
X-9 = Б3+М3+М3+М3
C-9 = |
C |
E |
G |
B |
C# |
|
I |
III |
V |
7 |
-9 |
Xm-9 = М3+Б3+М3+М3
Cm-9 = |
C |
D# |
G |
B |
C# |
|
I |
m |
V |
7 |
-9 |
Программа УВАГА служит для самостоятельного построения любого аккорда. Для этого выбираете тональность аккорда и тип аккорда. На изображении грифа отмечаются ноты входящие в аккорд. Теперь можно выбрать те лады которые будут прижаты и получить графическое и текстовое представление аккорда.
Кроме этого показывается звукоряд для текущей тональности с отмеченными ступенями которые входят в аккорд.
Есть возможность скопировать в буфер обмена Текстовое представление аккорда, Графическое представление и Схему грифа.
Все остальное врожде понятно и так :-)
При создании использовался текст УВАГА - (УHИВЕРСАЛЬHЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРHОЙ АППЛИКАТУРЫ) за что большое спасибо Andrey Antonov (2:4600/103.10), а так же (в основном) конспекты занятий в "группе начинающих гитаристов". Отдельное спасибо Дмитрию - преподавателю в данной группе.
Программа УВАГА распростороняется бесплатно (freeware). Все права на даннную программу принадлежат Пономареву Алексею. По всем вопросам обращайтесь на mielofon@mail.ru и http://RealMielofon.narod.ru.